В настоящее время все больше любителей путешествий или уже используют GPS-навигаторы, или собираются их приобретать. При этом, учитывая особенности развития туризма в России, наибольшей популярностью пользуются портативные и карманные модели с автономным электропитанием (как правило, 4 алкалиновые, т.е. щелочные, или аккумуляторные батареи типа АА).
В этой связи большой интерес представляет информация об энергопотреблении различных моделей в разнообразных режимах работы, а также практические рекомендации по увеличению времени автономной работы источников питания.
Данная публикация содержит некоторые сведения такого рода, полученные измерениями потребляемого тока для модели GARMIN GPS-12, питаемой от NiMH аккумуляторов фирмы GP емкостью 1100 мА/ч (измерения проводились между 2-м и 3-м элементом). Мы думаем, что многие из приведенных результатов и рекомендаций носят универсальный характер и могут быть аппроксимированы на другие типы GPS-приемников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ
Режим |
Ток, мА |
ВЫКЛ |
0.05 |
ВЫКЛ, подключено внешнее питание |
2.5 |
ВКЛ, Normal (обычная работа) |
90 |
ВКЛ, Normal, максимальный уровень подсветки |
110 |
ВКЛ, Normal, подключено внешнее питание |
0.15 |
ВКЛ, Simulation (работа с отключенным приемным трактом) |
40 |
ВКЛ, Simulation, подключено внешнее питание |
0.15 |
ВЫВОДЫ
- Типичные алкалиновые элементы или аккумуляторы емкостью 1100 мА/ч должны обеспечить непрерывную работу в нормальном режиме в течение 12 часов (совпадает с паспортными данными на GARMIN GPS-12). На практике реальная емкость аккумуляторов редко превышает 80% от номинальной, поэтому обычно время работы на полностью заряженных аккумуляторах такой емкости составляет около 9 часов.
- Как видно из приведенныой выше таблицы, одним из основных потребителей тока является приемный тракт . он расходует более половины всей электроэнергии. Поэтому для экономии батарей в полевых условиях рекомендуется отключать радиотракт (режим Simulation) во всех случаях использования сервисных режимов (редактирование списка ориентиров, маршрутов и т.п.), т.е. когда не нужны сигналы от спутников.
- Если выключенный GPS-навигатор подключен к внешнему питанию (6-8 В для GARMIN-12 или 6-40 В для GARMIN-12XL), то через батареи протекает незначительный зарядный ток 2.5 мА. Конечно, аккумуляторы он практически не заряжает, но если вставлены алакалиновые батарейки . то их он тоже не испортит.
- Если внешнее питание подключено к работающему прибору, то батареи остаются отключенными до тех пор, пока внешнее напряжение не упадет ниже допустимого уровня (в нашем случае около 6 В), после чего они автоматически вступают в работу. Это важно помнить, например, тем, кто использует GPS-приемник в автомобиле, подключая его к гнезду прикуривателя. В некоторых автомобилях это гнездо обесточивается при выключении зажигания, поэтому если забыть при этом выключить GPS-приемник, то он начнет расходовать свои внутренние батареи. Это может преподнести неприятный сюрприз после ночной или другой длительной стоянки. Рекомендуется перед тем, как использовать прибор в автомобиле, вынимать из него батарейки.
- Малый ток, по-прежнему выдаваемый батареями при выключении приемника (если он отключен от внешнего питания) служит для подзарядки встроенной литиевой батареи, предназаначенной для сохранения содержимого внутренней памяти. Это нормально и не приводит к сколь-нибудь заметному их разряду.
Источник: gps.boston.ru/library/power.shtml
|